В этом году так вышло, что поздравления с 8 Марта получаю уже с конца февраля. Вот и билет на вчерашнего Мастера достался в подарок. Про роскошные декорации я уже знала, да и в принципе слышала только восхищённые отзывы. Но то, что я увидела, не влезает ни в какие рамки.
Начнём с того, что этот роман я люблю со школьных лет, читала-перечитывала 12...
Показать целиком
В этом году так вышло, что поздравления с 8 Марта получаю уже с конца февраля. Вот и билет на вчерашнего Мастера достался в подарок. Про роскошные декорации я уже знала, да и в принципе слышала только восхищённые отзывы. Но то, что я увидела, не влезает ни в какие рамки.
Начнём с того, что этот роман я люблю со школьных лет, читала-перечитывала 12 раз, сериал смотрела, гастрольные спектакли видела, критиков слушала/читала. Любовь до гроба, не иначе.
А вот любви режиссёра Григория Лифанова я не почувствовала. Модные нынче попытки "осовременить" всё, что под руку попадётся, иногда оборачиваются провалом. А что тут, простите, осовременивать? Действие происходит в XX веке. Ещё ста лет не прошло, а уже осовременивать. Поэтому и приходится выслушивать шутки типа:
– Член профсоюза?
– Член.
Всё действие разворачивается в Москве 30-х годов (Патриаршие, Нехорошая квартира, Варьете, Психбольница, Бал). У меня волосы дыбом встали, когда в антракте стали читать Ершалаимские главы. Я понимаю, что, возможно, кому-то их слушать скучно и ставить исторические сцены затратно (а на декорации, конечно, не поскупились), но чтобы вот так, в антракте? Это попытка оправдаться, что ли? Типа я знаю, что где-то там в романе они были, но заниматься с ними не буду, кто хочет, тот услышит. Об отношениях Мастера с Марго узнаём из длинного, нудного, наискучнейшего, отвратительно прочитанного монолога Мастера. Честное слово, если бы на роль Мастера был взят Чтец, который появляется на протяжении всего спектакля, было бы приятнее слушать, а так... Когда якобы взрослый, опытный Мастер что-то там бубнил себе под нос, мне захотелось спать.
Команда Воланда была бы сносной. Но с чего вдруг Азазелло кривляется похлеще Коровьева? Зачем? А его танец под дабстеп? Ну "Тонкую рябину", которую поют полспектакля, я ещё стерпела, но вот дабстеп этот... просто доконал.
Я ещё могу долго рассказывать про то, что режиссёр написал вагон диалогов, от которых Михаил Афанасьевич явно был бы не в восторге, что шутки "от Лифанова" пошлы и убоги, а булгаковские никакой игрой не испортишь (они тоже были, за это спасибо), что Марго снова, как и в сериале, став ведьмой, орёт (вот именно орёт, а не кричит) на пределе возможностей (а ведь когда она в самом начале стала читать роман Мастера, подумалось, что ещё не всё потеряно, но увы).
В общем, так испохабить Мастера можно либо от ненависти, либо от зависти, либо от какого-то душевного недуга. Ведь роман прекрасен не только за свою сатиру. Поверьте, каждое прочтение открывает ещё один смысл. Поэтому мы и восторгаемся многогранностью. Эх... Меня поразило количество зрителей-старшеклассников. Надеюсь, для них это не первое знакомство с романом.
Ещё немного о самом театре.
1. Подход к крыльцу не расчищен ото льда. Все тротуары на Бориса Ельцина чистые, перед входом в театр лёд. А дамы на каблуках, на шпильках. Красота.
2. На моё радостное "Добрый вечер!" бабули-контролёры на входе даже не отреагировали, не могли наговориться друг с другом.
3. В гардеробе ворчали, что я подошла сбоку. То есть 20 человек до меня подошли не сбоку, а я сбоку.
4. Дамские то ли ремонтируются, то ли просто в запущении.
Конечно, громко заявлять, что сюда больше ни ногой, не буду, и всё-таки меня успокаивает тот факт, что в нашем городе есть театры, на мой взгляд, гораздо сильнее, добрее и убедительнее, чем этот.